И шел народ к иконе чудотворной…                                 

25 сентября -  день второго обретения чудотворного образа 

 

Малочернетчинский образ Спасителя «Хлеб жизни» был обретен уже во второй раз в 2012 году в частной коллекции донецкого мецената и специалиста по русской религиозной живописи Олега Здановича, И произошло это так.

Один священник, который знал, что на Сумщине особо почитается эта икона, посетил Донецк и в частной коллекции Олега Здановича обратил внимание на Малочернетчинский образ Христа Спасителя. Его поразило то, что с тыльной стороны иконы есть ручки для крестного хода. А это - важное свидетельство. До революции Синодом было запрещено носить списки с икон на крестных ходах. Использовались только чудотворные образы. Священник связался с Владыкой Евлогием и сообщил, что образ может быть оригиналом. В телефонном режиме Владыка пообщался с коллекционером и узнал, что Олег Зданович приобрел икону лишь несколько лет назад до этого в Токарях. Она была в очень запущенном состоянии.

Внуки и правнуки людей, сохранивших эту икону, были людьми нецерковными, святыня оказалась им не нужной и десятилетиями хранилась в неподобающем месте. Вскоре этой семье понадобились деньги, и икона была продана. Так она попала в частную коллекцию Олега Здановича, который и отреставрировал ее. По просьбе Владыки атаман Сумского полка Слободского казачества им. Г.Кондратьева Сергей Кондратенко побывал в Донецке и обмерил образ. Описание иконы и ее размеры, сохранившиеся с дореволюционных времен, совпали с образом из коллекции.

Для подтверждения подлинности образа были привлечены высококвалифицированные специалисты из России, занимающиеся русской иконой. Эти исследователи, работавшие независимо друг от друга и в разное время, - Ирина Бусева-Давыдова, Наталья Комашко, а также известные сумские историки и краеведы Игорь Скворцов и Сергей Кондратенко подтвердили, что икона написана не позднее конца XVIII - начала XIX века. По просьбе владыки Евлогия Олег Зданович согласился безвозмездно  возвратить образ в Спасо-Преображенский собор.

15 июля 2012 года по просьбе митрополита Донецкого Иллариона икона была перевезена в Свято-Успенскую Святогорскую Лавру. Иноки обители попросили на время оставить у них этот прославленный чудесами образ, обретенный в 1887 году в храме Всех Святых в селе Малая Чернетчина Сумского уезда Харьковской губернии. Пока образ пару месяцев находился в Лавре, там происходили чудеса исцеления, о чем свидетельствуют подвески на иконе, оставленные в благодарность. Как-то в обители перед Малочернетчинским образом молилась дочь смертельно больной женщины, и по ее молитвам мать исцелилась.

Но вернемся в Малую Чернетчину, которая всегда славилась изготовлением             удивительных окладов к иконам. Да и могло ли быть по-другому. Ведь еще первый сумской пол­ковник Герасим Кондратьев ос­новал здесь в 1658 году Свято-Успенский мужской монастырь. Именно от него и происходит название села Малая Чернетчина, или "Монастырка". Известно, что первым настоятелем обители был игумен Варнава (1651-1677 гг.).

Столетие спустя здесь возвышалось уже три велико­лепных, богато украшенных каменных храма.  Первый - храм Успения Богомате­ри - был построен в 1750 году стараниями  игумена монастыря Иоасафа (Новосельского)  и Якова Алексеевича Шубского*, ставшего в июле 1787 года последним  настоятелем обители - иеромо­нахом Иаковом. Второй - храм Всех Святых - сооруженный в 1753 году  и освященный в 1760  был выстроен на средства Якова Шубского. Третий храм, в котором находилась трапезная, был посвящен Архангелу Михаилу. Освященный в 1755 году, он строился на средства полкового судьи Ивана Рубана. По описи 1777 года все храмы Свято-Успенского монастыря были щедро украшены: здесь были серебряные с позолотой ризы, лампады и оклады, другая церковная утварь.

В 1788 году по приказу императрицы Екатерины ІІ Успенский монастырь был закрыт, и его монахи перешли в Куряж. Отец Иаков, по разрешению начальства, остался здесь доживать свои дни. Скончался он в 1790 году.

После упразднения Успенского монастыря остался лишь  храм Всех Святых. Два других храма были разобраны, кирпич и весь стройматериал пошли на строительство  сумских храмов, деревянные кельи проданы жителям окрестных мест, а прочие постройки перешли монастырским крестьянам. Куда исчезли дорогие украшения, ризы с икон, книги, вся церковная утварь – неизвестно.

Итак, уцелевший Всесвятский храм стал приходским. Приход был малочислен и очень беден. А к 1875 году его и вовсе закрыли. Колокольный звон больше не слышался над «Монастырской». Но  осенью 1887 года в Малой Чернетчине тяжело заболела крестьянка Анисия Панченко. 20 ноября (по старому стилю) женщина увидела сон: будто бы в подвале храма она нашла икону Спасителя и Господь исцелил ее. При этом женщина услышала голос Спасителя: «Приходите сюда, молитесь и веруйте, буду исцелять вас от всякой болезни».

Нужно сказать, что в храме действительно был подвал, тянувшийся по всей его длине. По упразднении монастыря этот подвал служил складом, где хранился лес, используемый для ремонта церкви, здесь стояли кадки, ящики, валялся всякий хлам. Туда редко кто заглядывал. Мусор, обломки кирпича и штукатурки служили удобным пристанищем для змей и летучих мышей. О том, чтобы там хранились иконы, не могло быть и речи. Но через 10 дней после сна Анисии в подвале действительно была обретена икона Спасителя, которая и исцелила больную. Это случилось 30 ноября (13 декабря по новому стилю), в день памяти святого апостола Андрея Первозванного. О случившемся чуде священник в тот же день сообщил местному благочинному, который в июле 1888 года поставил образ в ризничный шкаф, запер на замок и ключ взял с собой до принятия решения епархиальным начальством. Анисия же рассказала о своем исцелении архиепископу Харьковскому Амвросию, после чего последовало распоряжение Харьковской духовной консистории поместить икону на стене в местной церкви. Произошло это 16 сентября 1888 года.

Найденная икона была написана на холсте и представляла собой изображение Спасителя в терновом венце, с язвами на руках и ногах. Из этих язв в подножие, имеющее вид чаши, крупными каплями истекала Пречистая Кровь Господа. Вокруг венца была надпись: «Я - хлеб живый, сшедший с небес: ядущий хлеб сей будет жить вовек».

С явлением чудотворной иконы Малая Чернетчина, как и раньше, наполнилась паломниками и богомольцами. Приток народа был так велик, что священнику буквально дни и ночи приходилось проводить в храме. Спасу Кровоточивому шли поклониться не только православные, но и католики, и лютеране.

Указом Священного Синода от 5 августа 1904 года был учрежден постоянный крестный ход с Малочернетчинским образом Спасителя в церковь слободы Великая Чернетчина. 25 сентября после совершения литургии образ несли в Великую Чернетчину, а 10 октября торжественно приносили обратно.

Молва о чудесах исцеления, совершавшихся от образа, разлетелась по всей округе. Воспоминания о них сохранились и до наших дней. Вот, к примеру, некоторые из них.

В июле 1892 года, когда вспыхнула в Сумах холера, образ привозили в город, на площади был отслужен молебен, после чего эпидемия отступила.

Сумская дворянка Ольга Тимофеевна Ходунова, около месяца страдавшая рожей, отправилась 8 июня 1893 года в Малую Чернетчину в надежде получить облегчение от своей болезни. Выстояв утреню, она окунула руку в висевшую перед образом Спасителя лампадку с маслом и помазала больные места на лице. Исцеление наступило в ту же минуту.

В январе 1900 года ослепла молодая девушка из Люботина Мария Антоновская. Никакое лечение не помогало, к маю у Марии даже веки закрылись. Тогда мать повезла девушку в Малую Чернетчину. Подъезжая к селу, Мария сказала, что когда она выйдет из церкви, то прозреет. Перед иконой был отслужен молебен, после которого мать с дочерью отправились в Сумы. Проезжая Токари, девушка воскликнула: «Мама, я вижу церковь».

После 1917 года чудотворный образ исчез. О нем ничего не было известно до тех пор, пока он не попал в коллекцию Олега Здановича. 25 сентября 2012 года в Сумах состоялся первый крестный ход с вновь обретенным  Малочернетчинским образом Спаса Кровоточивого «Хлеб Жизни». С тех пор образ находится в Спасо-Преображенском соборе нашего города. День 25 сентября стал отмечаться в Сумах как  день второго обретения иконы (первое обретение - 13 декабря).  Вот такие чудеса.

Остается лишь добавить несколько слов о Малочернетчинском храме Всех Святых, который сегодня  находится в очень плачевном состоянии и требует капитального ремонта. По словам настоятеля храма протоиерея Василия Буряса, девять месяцев в году он холодный, а три - очень холодный. Может быть, пришло время вспомнить и об этом храме?

Пожертвования можно перечислять на р/с 2600079978229 религиозной общины Всех Святых УПЦ в ПАО «КБ «Правекс-банк», г.Киев, МФО 380838. ЕГРПОУ 23998521. Контактный тел. 050-76-70-976 (отец Василий).

*Уроже­нец села Белки на Ахтырщине Яков Алексеевич про­исходил из семьи священника. В дет­стве он имел прекрасный голос и был взят в Придворную певческую капеллу Санкт-Петербурга. Когда Яков лишился голоса, за особое прилежание и ум его взяли чте­цом в Придворный храм. Благоволившая к молодому человеку импе­ратрица Елизавета пожаловала ему чин бригадира. После ее смерти  Яков Шубский покинул Петербург и поселился в Сумском Успенском монастыре.

Подготовили Ксения Максимова и Анастасия Терновая.                                                                                                                         

 

КАТЕХИЗИС- АЗБУКА ПРАВОСЛАВНОЙ ВЕРЫ

перейти ЧТО ТАКОЕ АНТИДОР? И ЧТО С НИМ ДЕЛАТЬ?
Слово «антидор» греческого происхождения. Оно состоит из двух слов: «анти» и «ди орон». «Анти» переводится на русский язык как «вместо», «ди орон» – «дар». То есть буквальный перевод слова – «вместодарие»...(кликай фото)
перейти ЗАЧЕМ СТАВИТЬ СВЕЧИ В ХРАМЕ
Человек имеет двойную природу – духовную и телесную. Все Таинства в Православной Церкви не только благодатно невидимы благодаря Святому Духу, Сходящему на человека и Дающему ему Свои Дары, но и материально ощутимы...(кликай фото)
перейти О ТАИНСТВЕ ВЕНЧАНИЯ
Брак есть Таинство, в котором при свободном пред священником и Церковью обещании женихом и невестой взаимной супружеской верности благословляется их супружеский союз во образ духовного союза Христа с Церковью ..(кликай фото)
перейти .О ТАИНСТВЕ КРЕЩЕНИЯ
Креще́ние ( погружение в воду) — первое и важнейшее христианское таинство. . Через крещение человек становится членом Церкви. После крещения человек получает возможность участвовать во всех остальных церковных таинствах, и прежде всего, в евхаристии...(кликай фото)
перейти ЛИТУРГИЯ
Самое важное богослужение — это Божественная литургия. На ней совершается великое Таинство — преложение хлеба и вина в Тело и Кровь Господню и Причащение верных. Литургия в переводе с греческого означает совместное дело...(кликай фото)
перейти ОСВЯЩЕНИЕ МИРА (МИРОВАРЕНИЕ)
Право освящать Миро принадлежит исключительно епископу. В Синодальный период Русской Церкви Миро освящалось однажды в году в Москве или в Киеве. ..(кликай фото)
перейти СОБОРОВАНИЕ. ТАИНСТВО ЕЛЕОСВЯЩЕНИЯ
«Елеосвящение есть Таинство, в котором при помазании тела елеем призывается на больного благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные», – говорится о нем в катехизисе...(кликай фото).
перейти ПОМОЩЬ СВЯТОГО ПРИЧАСТИЯ ЛЮДЯМ
Во всём мире, во все времена, всегда происходили и происходят и поныне Чудеса - удивительные и необъяснимые с точки зрения науки явления и события. Их очень много, благодаря этим чудесам множество людей на земле обретали веру во Всемогущего Бога и становились верующими людьми...(кликай фото).
перейти ЗАЧЕМ НУЖНА ЛАМПАДА
В широком смысле «лампада» — это наполненный маслом светильник, зажигаемый перед иконами или наверху больших подсвечников. Символическое значение лампады — вечный огонь веры в Христа, разгоняющий тьму зла и неверия...(кликай фото)

ПОГОДА

влажность:

давление:

ветер:

влажность:

давление:

ветер:

влажность:

давление:

ветер: