Монастыри всегда были оплотами Православия, бастионами духовности. С постройки монастыря часто начинали существование города, в древности них велись летописи и развивались науки.

Православные монахи поддерживали голодающих в годы недорода, ухаживали за больными и, самое главное, всегда выступали на передовой духовной борьбы — молились Богу за весь мир, за каждого из нас.

Монастыри строились веками. В итоге, в них возникали неповторимые по красоте и сочетанию стилей архитектурные ансамбли, многие из которых входят в Список всемирного наследия ЮНЕСКО, так как их красота поражает даже иностранцев.

Представляем вниманию читателей 10 самых красивых монашеских обителей, которые без преувеличения можно назвать жемчужинами Православного мира:

 

1. Киево-Печерская Лавра

Киево-Печерская лавра — колыбель Русской Православной Церкви. Этот монастырь расположен на площади в 22 гектара, на берегу реки Днепр, в Киеве. Это была первая монашеская обитель на Руси, основание которой, согласно Повести временных лет, положил будущий Киевский митрополит Иларион, автор «Слова о законе и благодати».

Позже его пещера на берегу Днепра была занята и расширена преподобным Антонием в 1051 году. Первые наземные постройки над пещерным монастырём появились при преемнике и ученике преподобного Антония — преподобном Феодосии.

Лавра считается одним из ведущих центров Православия в Восточной Европе. Она включает множество архитектурных памятников: комплексы Ближних и Дальних подземных пещер, келий и часовен, стен, церквей и колоколен.

2. Рильский монастырь (Болгария)

Рильский монастырь расположен в Кюстендилской области Болгарии, недалеко от деревни Пастра примерно в 120 км к югу от столицы страны и занимает территорию в 8 800 м².

Ставропигиальный мужской монастырь был основан в X веке преподобным Иоанном Рыльским, в верхнем течении реки Рила и считается крупнейшим в Болгарии.

Обитель является одним из самых важных культурных памятников Болгарии, символом болгарского сопротивления против турецкой оккупации, а также национального возрождения в XVIII и XIX веках. Современная форма монастыря датируется ХIХ веком.

В монастыре хранятся мощи Иоанна Рыльского и чудотворная икона Богородицы «Одигитрия» («Путеводительница») с тридцатью двумя четырёхугольными перегородками с мощами святых, одна из трех самых чтимых икон в Болгарской Православной Церкви.

Самыми красивыми постройками в монастыре являются: церковь Кафоликон, библиотека и музей обители.

3. Серафимо-Дивеевская обитель

Женский монастырь во имя Святой Троицы был основан во второй половине XVIII века бывшей рязанской помещицей Агафьей Семёновной Мельгуновой, прославленной в лике святых как преподобная Александра Дивеевская.

Дивеевская обитель в Нижегородской области созидалась при активной помощи одного из самых почитаемых русских святых преподобного Серафима Саровского.

Монастырь знаменит заложенной преподобным Канавкой Пресвятой Богородицы, трёхярусной колокольней и двумя прекраснейшими соборами: Благовещенским, Свято-Троицким, в котором хранятся мощи преподобного Серафима и икона Богородицы «Умиление» и златоверхим Спасо-Преображенским.

«Кто Канавку эту с молитвой пройдет да полтараста «Богородиц» прочтет, тому все тут: и Афон, и Иерусалим, и Киев!» — говорил преподобный Серафим, утверждавший, что Дивеево находится под особым покровительством Богородицы.

4. Троице-Сергиева Лавра

Если Киево-Печеркий монастырь послужил становлению Православия на Руси, то Троице-Сергиева лавра стала форпостом его возрождения в XIV столетии, после ужасного разорения страны монгольскими ордами.

Основал обитель на реке Кончуре в Радонежском бору недалеко от Москвы преподобный Сергий Радонежский в 1337 году. Позже вокруг вырос монастыря целый город, названный Сергиевым Посадом. Здешний мужской монастырь является крупнейшим в Русской Православной Церкви.

С 1688 года монастырь является ставропигиальным. 8 июля 1742 года императорским указом Елизаветы Петровны монастырю был присвоен статус и наименование лавры.

Монастырь окружают величественные стены с несколькими надвратными церквями. В стенах и корпусах обители расположена Московская православная духовная академия и семинария. Но главными жемчужинами архитектурного ансамбля несомненно являются: Успенский собор, многоярусная монастырская колокольня и Свято-Троицкий собор, где хранятся мощи преподобных Сергия и Никона Радонежских.

5. Монастырский комплекс Метеоры (Греция)

Метеоры — это даже не один монастырь, а комплекс монастырей, расположенный на севере Греции, близ городка Кастраки и в 21 километре к северо-западу от города Трикала, в крайне живописном месте. Название Метеоры (от греч. μετέωρα — «парящие в воздухе».

Братские корпуса и храмы выстроены на вершинах высоких неприступных скал Фессалии, известных как геологический феномен. Скалы образованный более 60 000 000 лет назад достигают в высоту 400 метров. Когда-то на их вершинах находилось более 20 монастырей, большая часть которых были построены в XIV веке, а основание самых первых относят к X-му.

В XV веке монастыри пришли в упадок в связи с падением и окончательным распадом Византийской империи, но и на сегодняшний день здесь сохранилось 6 действующих монастырей — 4 мужских и 2 женских: «Преображенский», «Русану или Арсану», «Святого Варлаама», «Святого Николая Анапавсаса», «Святого Стефана» и «Святой Троицы».

До 20-х годов XX века, когда к монастырям были проложены дороги и сделаны каменные ступени для подъёма, монахи и посетители могли попасть в монастыри только по навесным деревянным лестницам, либо с помощью монахов, которые поднимали их в специальных сетках, подъём в которых занимал более получаса.

6. Новоиерусалимский монастырь

Воскресенский Ново-Иерусалимский мужской монастырь, расположенный в городе Истра Московской области, всегда был патриаршей ставропигией (имел прямое подчинение Первоиерарху).

Обитель основана патриархом Никоном в 1656 году. Она изначально была задумана как попытка перенести на русскую почву святыни Святой Земли, что всегда делало её оригинальной и выделяло из среды других русских монастырей.

Окрестности будущей обители подверглись перепланировке: лес по берегу реки Истры, переименованной на участке обители в Иордан, был вырублен, холм, на котором возводился монастырь, досыпан и укреплён ()его стали называть Сионом. Прежние наименования изменили на новые, взятые из евангельских текстов.

К востоку от Сиона располагался Елеонский холм с каменной Елеонской часовней, к северу — холм Фавор. На берегу реки Истры был построен скит патриарха, в котором были размещены две церкви — Богоявления и апостолов Петра и Павла. Неподалёку был также основан небольшой женский монастырь — Вифания.

Некоторые здания повторяют очертания сооружений Иерусалима. Например, Воскресенский собор (1656—1685), создан по образу и подобию Храма Гроба Господня.

7. Свято-Успенская Почаевская Лавра (Украина)

Крупнейший православный монастырь на Западной Украине, по преданию, был основан монахами Киево-Печерской лавры, которые бежали от нашествия татар в 1240 году, хотя его первое летописное упоминание относится к 1527 году. Расцвет же монастыря приходится на первую половину XVII века, связанной с деятельностью в регионе преподобного Иова Почаевского (он же игумен Иоанна Железо, 1550—1651).

Преподобный Иов ввёл в монастыре общежительный устав. При нём началась активная строительная деятельность: были возведены новые монастырские стены, построен Свято-Троицкий собор, а затем и ещё шесть храмов. Преподобный Иов создал при монастыре Почаевскую типографию и много способствовал просвещению жителей Украины.

C 1713 по 1831 год Почаевский монастырь был захвачен греко-католиками. В этот период были построены: главный храм Лавры — Свято-Успенский (1771—1791), выполненный в стиле «казацкого барокко», трапезная и монашеские кельи. Но после подавления польского восстания 1830—1831 годов, указом императора Николая I его вернули православным.

Наиболее почитаемые святыни обители — это след стопы Божьей Матери с источником целебной воды, Чудотворная Почаевская икона Божией Матери,мощи преподобного Иова Почаевского и преподобного Амфилохия Почаевского.

8. Царская Лавра (Сербия)

Царской лаврой сербы называют православный монастырь Жича, расположенный в окрестностях исторической области Рашка, так как здесь в 1221 году происходило венчание на царство первого сербского короля Стефана Первовенчанного. Интересно. что корону на него возлагал родной брат, первый Сербский архиепископ Савва (в миру Растко Неманич).

Монастырь основан в начале XIII столетия будущим королём, а в 1219 году монастырский собор Вознесения Господня уже был расписан специально для этого приглашёнными византийскими мастерами.

Вознесенский собор монастыря («Спасов дом») стал местом коронаций 19-ти сербских правителей, последняя из которых была совершена в начале XX века, и интронизаций сербских первосвятителей, поэтому он всегда украшался лучшими мастерами и владел многими святынями, которые дарили монастырю светские и духовные владыки.

Во время турецкого владычества все святыни монастыря были разграблены, а монахи подвергались гонениям. Восстановление обители началась с 1855 года трудами епископа Ужичско-Крушевацкого Иоанникия (Нешковича), а в XX веке при короле Александре Карагеоргиевиче была проведена её масштабная реставрация.

9. Нило-Столбенская пустынь

Русский мужской монастырь, расположенный в живописнейших местах — на острове Столобный и частично на полуострове Светлица, в 10 километрах севернее города Осташкова, на озере Селигер.

Честь основания обители на острове Столобный принадлежит преподобному Нилу Столобенскому, который в 1528 году выкопал здесь пещеру. По кончине преподобного Нила близ его могилы на острове стали селиться отшельники-молитвенники, которые со временем объединились в монастырь.

До революции обитель была в числе самых почитаемых в России, ежегодно сюда приезжали тысячи людей. В XVIII веке в монастыре работала крупнейшая на тот момент мастерская по производству нательных крестов. В начале XX века количество насельников достигало 1000 человек, на территории монастыря была даже своя больница.

Монастырь сильно пострадал в советский период. Многие здания были разрушены, а святыни осквернены. Но в 1990 году комплекс Нило-Столобенской пустыни передали Русской Православной Церкви, а в 1995 в монастырь возвращены мощи преподобного Нила.

Реставрация монастыря не закончена, но и сейчас его архитектура поражает своей красотой. Богоявленский собор начал строиться ещё в 1671 году, и 300 лет интенсивно украшался. Серебряные ворота для собора отливались по эскизам Я. М. Колокольникова-Воронина.

В ансамбль монастырских построек входят надвратные церкви во имя первоверховных апостолов Петра и Павла и преподобного Нила, больничный храм во имя Всех Святых, Церковь во имя святого Иоанна Предтечи и Покрова Богородицы, построенная на месте пещеры основателя обители и лёгкий и изящный храм Крестовоздвиженский храм, который стоит немного в стороне от основного монастырского комплекса.

10. Соловецкий монастырь

Спасо-Преображенский ставропигиальный мужской монастырь, расположенный на Соловецких островах Белого моря, часто называют «Северной жемчужиной» России.

Обитель возникла на островах в 1436 году, когда здесь поселились преподобные Зосима, Герман и Савватий Соловецкие, а в камне она отстроена трудами священномученика Филиппа (Колычева), впоследствии митрополита Московского.

Монастырь был одним из крупнейших землевладельцев государства и, трудами иноков, приобрёл отличное хозяйство с системой каналов, мельницами, теплицами, кузнями, солеварнями и даже собственным флотом, а к XX веку появилась даже своя ГЭС. В то же время, стены обители долгое время служили крепостью и форпостом Русского севера.

Постройки монастыря разбросаны по четырём островам Соловецкого архипелага на берегу Бухты Благополучия. Стены обители с семью воротами и восемью башнями, построенны в конце XVI века зодчим Трифоном из огромных камней размером до 5 метров, их протяженность 1084 метра.

В ансамбль монастыря входят: Трёхглавый Успенский собор (1552—1557 гг.) с огромной трапезной и келарской палатами, Преображенский собор (1558—1566), двухстолпный пятиглавый, на высоком подклете, с пирамидально скошенными стенами (специально спроектированными так, чтобы при обстреле рикошетили ядра), церковь Благовещения (1596—1601), каменные палаты (1615), водяная мельница (начало XVII века), колокольня (1777), Николаевская церковь (1834) и Троицкая церковь (1856—1859). Многие здания соединены между собой крытыми переходами.

Соловецкий монастырь включён в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Андрей Сегеда

Православие.fm

КАТЕХИЗИС- АЗБУКА ПРАВОСЛАВНОЙ ВЕРЫ

перейти ЧТО ТАКОЕ АНТИДОР? И ЧТО С НИМ ДЕЛАТЬ?
Слово «антидор» греческого происхождения. Оно состоит из двух слов: «анти» и «ди орон». «Анти» переводится на русский язык как «вместо», «ди орон» – «дар». То есть буквальный перевод слова – «вместодарие»...(кликай фото)
перейти ЗАЧЕМ СТАВИТЬ СВЕЧИ В ХРАМЕ
Человек имеет двойную природу – духовную и телесную. Все Таинства в Православной Церкви не только благодатно невидимы благодаря Святому Духу, Сходящему на человека и Дающему ему Свои Дары, но и материально ощутимы...(кликай фото)
перейти О ТАИНСТВЕ ВЕНЧАНИЯ
Брак есть Таинство, в котором при свободном пред священником и Церковью обещании женихом и невестой взаимной супружеской верности благословляется их супружеский союз во образ духовного союза Христа с Церковью ..(кликай фото)
перейти .О ТАИНСТВЕ КРЕЩЕНИЯ
Креще́ние ( погружение в воду) — первое и важнейшее христианское таинство. . Через крещение человек становится членом Церкви. После крещения человек получает возможность участвовать во всех остальных церковных таинствах, и прежде всего, в евхаристии...(кликай фото)
перейти ЛИТУРГИЯ
Самое важное богослужение — это Божественная литургия. На ней совершается великое Таинство — преложение хлеба и вина в Тело и Кровь Господню и Причащение верных. Литургия в переводе с греческого означает совместное дело...(кликай фото)
перейти ОСВЯЩЕНИЕ МИРА (МИРОВАРЕНИЕ)
Право освящать Миро принадлежит исключительно епископу. В Синодальный период Русской Церкви Миро освящалось однажды в году в Москве или в Киеве. ..(кликай фото)
перейти СОБОРОВАНИЕ. ТАИНСТВО ЕЛЕОСВЯЩЕНИЯ
«Елеосвящение есть Таинство, в котором при помазании тела елеем призывается на больного благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные», – говорится о нем в катехизисе...(кликай фото).
перейти ПОМОЩЬ СВЯТОГО ПРИЧАСТИЯ ЛЮДЯМ
Во всём мире, во все времена, всегда происходили и происходят и поныне Чудеса - удивительные и необъяснимые с точки зрения науки явления и события. Их очень много, благодаря этим чудесам множество людей на земле обретали веру во Всемогущего Бога и становились верующими людьми...(кликай фото).
перейти ЗАЧЕМ НУЖНА ЛАМПАДА
В широком смысле «лампада» — это наполненный маслом светильник, зажигаемый перед иконами или наверху больших подсвечников. Символическое значение лампады — вечный огонь веры в Христа, разгоняющий тьму зла и неверия...(кликай фото)

ПОГОДА

влажность:

давление:

ветер:

влажность:

давление:

ветер:

влажность:

давление:

ветер: