Спасо-Преображенский собор г. Сумы на протяжении нескольких столетий является главным храмом нашего города. Но знаем ли мы его историю? Наверняка, очень немногие сумчане могут дать утвердительный ответ на этот вопрос.
Исторические данные свидетельствуют о существовании в Сумах в 1661 году соборного храма Преображения Господня с пределом во имя Алексия, человека Божия. Последний был построен в честь государя Алексия Михайловича, который оказывал всяческую помощь и поддержку в заселении Сумской слободы. Находился этот храм не на месте нынешнего собора, а немного ближе к Пслу, и просуществовав недолго, сгорел, а в 1694 году был отстроен первым сумским полковником Герасимом Кондратьевым.
Каменный храм (уже на нынешнем месте) был заложен только в следующем столетии – 13 июля 1776 года - и только через 12 лет (в 1788 году) освящен. Средства на его строительство пожертвовали Яков Шубский, Евдокия Парафиевская, Федор Филоненко и вдова Елена Крамаренкова. Храм был двухэтажным. Внизу размещался престол Преображения Господня, вверху – престол Благовещенья Богородицы. Только через девять лет после освящения храма (15 июня 1797 года) по проекту харьковского архитектора Петра Ярославского началось строительство каменной колокольни, завершенное в 1801 году. Но в 1812 году эту колокольню пришлось разобрать, потому что находилась она в аварийном состоянии. Сразу же началось строительство новой колокольни, законченное в 1821 году. Большой колокол для нее был взят из Успенского монастыря (находился между Великой и Малой Чернетчиной). Колокол поменьше был пожертвован жителем г. Сумы Даниилом Забродским.
В 1858 году на должность церковного старосты был избран сумской купец Дмитрий Иванович Суханов. Сначала он хотел всего лишь немного подремонтировать и украсить собор, устроив новый под золото иконостас и снабдив храм богатой утварью. Но потом понял, что этого мало, что храм вмещает мало людей, и поэтому его нужно перестраивать практически заново. Для осуществления этой задумки понадобился не один десяток лет. Сначала в1882 году к храму была пристроена величественная 56-метровая колокольня, сооруженная по типу построек знаменитого архитектора Растрелли. Сегодня эта колокольня в три яруса напоминает своим видом колокольню Троице-Сергиевой лавры. В каждом из ярусов размещаются колокола: меньший – в верхнем, средний – в среднем, и самый большой – в нижнем. По углам купола поставлены четыре фигуры евангелистов. Над верхним ярусом находятся часы-куранты с циферблатами на все четыре стороны. Эти часы для сумского Спасо-Преображенского собора изготовила английская фирма «Бонекен» в 1884 году. Изначально механизм курантов имел четыре отдельных узла: ход часов, бой четвертей, бой часов и звон курантов. Кстати, этот механизм оказался более совершенным, чем механизм кремлевских курантов. Если московские куранты нужно заводить дважды в сутки, то сумские часы заводятся раз на трое суток.
По окончании работ с колокольней, началась перестройка самого храма. Кроме центрального престола во имя Преображения Господня, перестроенный храм имел еще и два боковых престола – во имя Благовещенья Божьей Матери и во имя Димитрия Солунского.
Дмитрию Ивановичу не посчастливилось увидеть завершенным новый собор. 20 декабря 1890 года он скончался, завещав своему племяннику, Николаю Алексеевичу Суханову закончить строительство храма, который был освящен в 1892 году.
Говоря об истории собора нельзя не упомянуть о его святынях, главной из которых является покровительница нашого города, чудотворная Корсунская (Шпилевская) икона Божьей Матери (к большому сожалению, подлинник иконы был похищен из собора в 2009 году). В XVIII веке эта икона находился в селе Романовка Сумского уезда в крестьянской семье, где росла слепая от рождения девочка. Однажды девочке поручили протирать иконы. Одна из икон на ощупь отличалась от других (была написана на белом листовом железе). Девочка решила, что кто-то подшутил над ней, подсунув вместо иконы кусок железа. «Ах, если бы я своими глазами увидела, тогда бы не сомневалась», - печально сказала она. И в тот же миг прозрела.
Вскоре девочка увидела во сне Божью Матерь такой, какой Она изображена на иконе и услышала Ее голос: « Отнесите икону Мою в церковь, что в селе Шпилевка». Родители отнесли икону в храм, но не рассказали об исцелении дочери. А икона продолжала творить чудеса, необъяснимым образом покидая храм. Дважды ее находили недалеко в саду под ясенем. В конце концов, хозяин сада – помещик Кондратьев, священник и староста храма решили пойти к бывшему владельцу иконы, который и рассказал о чуде прозрения дочери. Слух о чудотворном образе быстро распространился по все округе. Икону стали называть «Прозренной». На месте, где ее находили под ясенем, была поставлена церковь, в которую и поместили образ.
С 1859 года по просьбе Дмитрия Ивановича Суханова и с разрешения Императора Александра II образ ежегодно 22 октября крестным ходом приносился из Шпилевки в собор, а на третий день Пасхи уносился обратно.
Чудотворный образ остался целым и невредимым даже после пожара, случившегося в 30-е годы прошлого века в художественно-краеведческом музее, куда после 1917 года икона была передана. Этот случай произвел на сотрудников музея неизгладимое впечатление, и они решили возвратить икону в собор.
Еще одной святыней нашего собора был список чудотворной Курско-Коренной иконы Божьей Матери «Знамение». Именно этот список находился до 1917 года на месте Корсунской иконы. Икона «Знамение», нужно сказать, прославилась многочисленными чудесами. Так, например, во время второй мировой войны эта икона находилась в Югославии. Белград терпел сильные бомбардировки. Целые кварталы были разрушены. Множество людей погибло под развалинами. Но три русских храма в Белграде и те дома, куда приносилась. икона, от бомб не пострадали вообще или пострадали незначительно.
В мае 2010 года эта икона приезжала в наш город из США.
А в 1780 году список «Знамения» был подарен Спасо-Преображенскому собору курскими купцами, приезжавшими в Сумы на Введенскую ярмарку (27 ноября). Спустя почти сто лет Иван Герасимович Харитоненко завещал своему сыну реставрировать эту икону: «По мере сил и возможности, если мне лично не удастся устроить, возлагаю на моего сына (Павла Ивановича)- первую обязанность. Просить Николая Алексеевича Суханова дозволить реставрировать икону Знамения Божией Матери, надеюсь, что это будет исполнено в том великолепии, в каком Милосердная Царица Небесная во всем мне помогала».
К Божьей Матери приходило так много людей, что даже мраморные ступени перед киотом, где она находилась, истерты. Если внимательно присмотреться, то в этих ступенях можно увидеть углубление на 2-3 см. Но, увы, после 1917 года икона «Знамение» исчезла из собора.
Записала Оксана Третьякова.