Как должна выглядеть христианка.
Сегодня все чаще, не только в светской, но и в церковной прессе, можно встретить дискуссии: насколько необходимо соблюдать традиции, сложившиеся в церковной жизни на протяжении столетий. Довольно часто высказывается мнение, что большинство из них были хороши только для определенного времени. Современный человек крайне болезненно воспринимает всё то, что, по его мнению, ограничивает его свободу, а церковная жизнь, действительно, требует следовать определенным традициям и канонам. Одна из тем, которая с годами не утрачивает своей «остроты» — каким должен быть внешний вид женщины-христианки. Почему в храме нужно находиться в платке и традиционной женской одежде? Можно ли вне храма употреблять косметику, красить волосы, украшать себя бижутерией, ювелирными изделиями? Со всеми этими вопросами мы обратились к протоиерею Георгию Бавыкину.
Конечно же, опираясь на Священное Писание, труды святых отцов, любой священник скажет, что церковные традиции, в том числе, и в отношении внешнего вида христиан (это касается и мужчин, и женщин) необходимо соблюдать: они логичны и осмысленны; более того — они важны для правильной организации духовной жизни человека. И все же к каждому человеку, пришедшему в храм, нужно подходить, прежде всего, с любовью. Если у человека возникло желание зайти в церковь, например, по дороге на работу, хотя он не вполне подобающим образом одет, стоит ли его одергивать и делать неэтичные замечания, чтобы такой нелюбовью отвратить его от храма и веры? Господь Сам призывает людей к Себе. Встреча с Богом — это всегда тайна, которая совершается в сердце человека. Может быть, зайдя в храм однажды, он останется в нем навсегда, станет замечательным христианином. Со временем он поймет и примет очень многое, в том числе разумность и целесообразность не только тех или иных вероучительных истин, но и традиций, установленных Церковью. Сразу же от человека этого требовать нельзя, потому что тогда, еще не узнав по-настоящему, что такое жизнь с Богом, он просто начнет воспринимать Церковь как некую систему запретов: этого нельзя делать, этого нельзя есть, это смотреть, так нельзя одеваться, и так далее. Эти запреты останутся для него непонятными и ничего, кроме неприятия и раздражения, не вызовут.
В то же время должны оставаться какие-то рамки. Даже в свободной Европе на дверях каждого католического и протестантского храма изображены перечеркнутые крест-накрест шорты, майки и прочие пляжные и полупляжные вещи, которые стали сегодня для многих повседневной одеждой. Храм — место святое для верующего человека, место, куда он приходит общаться с Богом, и здесь действуют особые правила поведения, продиктованные благочестием и благоговением. Это должно быть понятно каждому нормальному человеку.
Одежда верующего, тем более, в храме, должна соответствовать его полу и не быть вызывающей, причем это касается и мужчин, и женщин. Христианка, приступающая к Таинству Причастия далеко не в первый раз уже не позволит себе прийти в храм Божий в брюках, лосинах, шортах или мини-юбке, дабы не смущать или не прельщать остальных верующих.
Что же касается употребления косметики, то, как сказал отец Георгий, все зависит от того, с какой целью женщина это делает. Если она накладывает на свое лицо толстые слои «штукатурки», чтобы подобным образом прельщать мужчин, то это, конечно же, грех. В храме употребление косметики, в первую очередь помады, неуместно вообще, потому что ее следы остаются на святых сосудах во время причащения, на кресте и святых иконах, к которым женщина захочет приложиться. Если же, к примеру, собираясь на работу, женщина немного подкрашивает губы и ресницы, чуть румянит щеки, чтобы подчеркнуть не столь яркие от природы черты лица и тем самым не смущать своим бледным видом сослуживцев, в этом нет ничего греховного. Церковь не настаивает жестко на том, что косметикой нельзя пользоваться вообще. Не настаивает в пределах церковной экономии, то есть снисхождении к немощной человеческой природе, которая не может обойтись без косметики и других украшений в современном мире. В то же время, не настаивая на запрещении, Церковь и не может рекомендовать употреблении косметики, как чего-то необходимого для человеческой души и тела. Святые отцы никогда не приветствовали этого. Апостол Петр, обращаясь к женщинам-христианкам, к примеру, говорил: «Да будет вашим украшением не золотые уборы, не внешнее плетение волос, а сокровенное сердце человека, нетленная красота кроткого и молчаливого духа, что более драгоценно перед Богом». То есть женщина, в первую очередь, должна сиять своей внутренней красотой – смирением, женственностью, разными добродетелями.
- В древней церкви девушкам позволялось быть на службе без платка (в отличие от замужних женщин). Так раньше и знакомились по этому признаку. Сейчас девушке, зашедшей в храм без платка, сразу же советуют его одеть. А если нет, то выйти из храма. Насколько наличие платка для девушки является обязательным?
- Действительно, Священное писание говорит, что «женщина, молящаяся с открытой головой, постыжает свою главу». Но если случилось так, что женщина подошла к храму и ее сердце просит туда зайти, а платка нет и негде его взять (обычно в притворе собора мы всегда вешаем платки, но если людей в храме много, их может не хватить), то, конечно же, она может зайти в храм и помолиться. Это не запрещается.
- Иногда можно заметить в храме, как на 2-3-х-летнюю девочку мама пытается насильно одеть платок, а ребенок сопротивляется. Правильно ли это?
- Конечно же, нет. Насильно делать этого не нужно. Мама может предложить девочке надеть платок, объяснить, что в храме девочка должна быть в платочке. Но если девочка этого не хочет, не нужно заставлять. Так можно только отвратить ребенка от храма. Придет время, когда девочка сама поймет, что в церковь нужно ходить в платочке.
|
|
Подготовила Ксения Максимова.
Одежда христианки 4-6век. http://www.liveinternet.ru/users/slavyankali/post310333439