Пантелеимоновский храм в Сумах отпраздновал свое столетие 

 9 августа, в престольный праздник - день памяти целителя Пантелеимона, Пантелеимоновский храм был переполнен. Ведь одновременно отмечалось и столетие монастыря, который когда-то здесь был основан.

В 1911 году в предместье города, которое называлось Оболонью, был построен храм - как начало монастыря. Строительство же всей обители было закончено в 1914 году (по другим источникам - в 1915-м). Храм был построен в стиле новгородско-псковской архитектуры ХІІ-ХІІІ веков по проекту известного архитектора Алексея Щусева. Финансировал строительство богатый сумской купец, имевший несколько магазинов готовой одежды, - И.Кулешов. Храм был освящен во имя заступника воинов и покровителя врачей святого Пантелеимона.Хотя просуществовал он совсем недолго, по привычке многие сумчане до сих пор называют Пантелеимоновский храм монастырем. Впрочем, обо всем по порядку.

Родился он в Никомедии (ныне город Измит в Турции) в семье знатного язычника и христианки и получил имя Пантолеон. Мать рано умерла, и отец поручил мальчика знаменитому врачу Евфросину для изучения врачебного искусства. Проживавший в Никомедии пресвитер Ермолай заметил Пантолеона и рассказал ему о христианстве. Пантолеон уверовал во Христа после того, как, увидев ребенка, умершего от укуса змеи, воскресил его по своей молитве. После этого он принял крещение с именем Пантелеимон.

Став безвозмездным врачом, Пантелеимон лишил многих врачей доходов. За это на него поступил донос императору Максимиану, преследовавшему христиан. Максимиану сказали, что Пантелеимон лечит христиан в тюрьме именем Христа. Император призвал Пантелеимона и просил опровергнуть донос. Но святой этого не сделал. Максимиан приказал истязать его. Пантелеимона рвали железными когтями, колесовали, бросали в кипящее олово, пытались утопить в море. Но дикие звери, которым он был брошен на растерзание, лизали ему ноги. После всех истязаний Пантелеимону отрубили голову, и из раны вместо крови потекло молоко. Брошенное в костер тело великомученика не сгорело и было погребено христианами. Сейчас глава Пантелеимона хранится в Пантелеимоновом монастыре на Афоне. В иконе святого, которая находится в нашем храме, есть частичка его мощей.

Еще одна святыня, которая находится в этом храме, - чудотворная икона (вернее, ее список) Божьей Матери «Скоропослушница». Написана она в Х-ХІ веках в Дохиарском монастыре на Афоне. В 1664 году икона помещалась в специально устроенной для нее нише перед входом в монастырскую трапезную. Однажды монах по имени Нил проходил ночью мимо иконы и так приблизился к ней, что копоть от зажженного светильника попала на лик Богоматери. В этот момент Нил услышал голос: «Впредь не копти Моего образа». Нил подумал, что кто-то из братии подшучивает над ним, и продолжил намеренно коптить лик иконы. За такую дерзость монах моментально ослеп. Нил каждый день слезно молил Богоматерь простить его прегрешение и не отходил от иконы. Его молитва была услышана, и однажды, когда он плакал у иконы, послышался тихий голос: «Нил, твоя молитва услышана. Прощаю тебя и вновь даю зрение твоим очам. Пусть все православные прибегают ко Мне в нуждах, и никого Я не оставлю. И будет икона Моя именоваться «Скоропослушницей», потому что всем притекающим к ней буду являть Я милость и услышание скорое».

Вот какие святыни находятся в храме св.Пантелеимона. Но далеко не всегда к этому храму, нужно сказать, было должное отношение. После завершения строительства монастыря здесь, в архиерейском доме (сейчас это пастырско-богословское училище) поселился епископ Митрофан (Абрамов) и несколько человек монашеской братии. Они должны были организовать мужской Иоанно-Предтеченский монастырь, но не успели. В декабре 1919 года епископ Митрофан покинул Сумы и эмигрировал в Сербию, а священнослужители и монахи были вынуждены бежать от новой атеистической власти. После окончательного упразднения монастыря Пантелеимоновский храм в 20-х годах тоже был закрыт. С того времени его то открывали, то закрывали, использовали как склад для бочек, досок, разного хлама. А в 1963 году здесь вообще предполагалось открыть планетарий!

Нынешний настоятель храма протоиерей Игорь Довгопол вспоминает о том, как ему в начале 90-х пришлось возрождать и в буквальном смысле отстраивать храм: «Началось все с того, что нашлось десяток прихожан, которые стали ходатайствовать об открытии Пантелеимоновского храма. Пришлось писать и в Киев, и в Москву. Разрешение было получено. Храм отдали церкви в октябре 1990 г. Настоятелем назначили меня. Первым делом мы разрушили купол для планетария, оштукатурили стены, побелили, сделали полы из мраморной крошки, поставили маленький иконостас, чтобы можно было проводить службы. Работы шли такими темпами, что уже на Крещение, 18 января 1991 г., в храме состоялась первая служба. Со временем, конечно, появился и новый иконостас, и ограда вокруг храма. Все - благодаря пожертвованиям неравнодушных людей». Что же касается корпуса общежития монахов, в котором с 1998 г. находится пастырско-богословское училище, то, как сказал его проректор протоиерей Владимир Равлюк, цель этой духовной школы - подготовка священников или, в крайнем случае, преподавателей. Если это девушки - преподавателей воскресных школ или - после окончания вуза - христианской этики. Но основа - это, конечно, священство.

Вот так живет сегодня Пантелеимоновский храм и прилегающее к нему пастырско-богословское училище.

 

 

 Ксения Максимова

  


. 

 Троицкий  Архиерейский собор. 

 

 Троицкий собор является украшением нашего города ,построенный  в стиле неоклассицизма с элементами барокко на средства промышленника и мецената П. И. Харитоненко. Он был одним из наиболее известных меценатов Российской империи ,собрал одну из крупнейших в России коллекций живописи, возглавлял московское отделение Российского музыкального общества, финансировал постройку в Киеве памятника Богдану Хмельницкому. В Сумах построил кадетский корпус  ценой в полтора миллиона рублей, мост через реку Сумку, жертвовал учебным заведениям и церквам, оплачивал обучение студентов-украинцев в Московской консерватории.  

                                                                                                                                                             

   Троицкий храм состоит из трех алтарей, центральный которого посвящен Сошествию Святого Духа на апостолов. Боковые пределы посвящены апостолу и евангелисту Иоанну Богослову и мученикам Андриану и Наталье. Витраж"Троица" был выполнен под руководством известного художника К.С. Петрова-Водкина. После постройки cобора вскоре храм закрылся для богослужений и долгое время находился в запустении.К началу 80-х годов прошлого века благодаря красивой аккустике в главном алтаре храма  был установлен орган чешскими мастерами и собор выполнял функции филармонии. В 2007 году орган был демонтирован и перевезен в здание областной филармонии.                                                                                                        

  В настоящее времяхрам принадлежит православным верующим .18 мая 2014 г. в Троицком соборе совершен чин Великого освящения храма Высокопреосвященнейшим Евлогием, архиепископом Сумским и Ахтырским, настоятелем Троицкого архиерейского собора.                                                                                                                

          

 

Подготовила Лариса Пушкарь 

   


Храм Петра и Павла.

  "Благодарение благодати Божией.освятившей себе новое жилище!"                                                                                                          Свт.Филарет Черниговский (из  Слова на освящении храма)

     "Каменный Храм Апостолов Петра и Павла на кладбище-новый дар добрых жителей  города Сум.Он освящен в октябре1851 г. Преосвященным Филаретом" Где сей дом молитвы? На кладбище мертвых...Должно ли любить усопших? Свята ли любовь к ним,если бы была она в нас? Без сомнения, скажут все, должно любить усопших.-и скажут правду...Как же не любить нам усопших, так как и живых?  ВОЗЛЮБИШИ БЛИЖНЕГО СВОЕГО,ЯКО ЖЕ САМ СЕБЕ,говорит заповедь.Заповедь не говорит: люби ближнего твоего ,пока он жив  на земле.Она не ограничивает любви нашей землею; нет.любовь, исповедуемая заповедию Божиею,безгранична и всемирна.Поэтому не исключает она из своей области и  усопших...(из Слова Архипастыря при освящении храма)"

 По решению Священнейшего Синода УПЦ В 2009 г.Высокопреосвященнейший Архиепископ Черниговский Филарет прославлен в лике святых.

     Возле Петро-Павловского храма похоронено много священно и церковнослужителей и знатных людей, почетных граждан города. 

Известные всем годы гонений и репрессий в ХХ веке коснулись и Петро-Павловской церкви.В 1937 году был расстрелен настоятель протоиерей Георгий Ястремский.В годы гонений не отказался от сана и не пошел на сделку с КГБ протоиерей Григорий Курылас:дважды был в ссылке,а дочь его Ирина не отказалась от отца и была в ссылке в Северных краях.

Петро-Павловский храм был закрыт до 1946года.В послевоенные годы первое упоминание о действующей Петро-Павловской церкви относится  к сообщению от 6 января 1947г.                                                                                                                                                                               Воспоминания церковников.                                                                                                          

    По воспоминаниям монахини Елизаветы Барабановой (1912-2000) казначея в церкви 1990г.-в храме до войны служил священник о. Александр. Сколько зерна ни сыпали (бывало очень много)-лик Спасителя всегда утром был открыт. Удивительны воспоминания Зинаиды Анатольевны Шерстюк. Когда служил о. Геронтий (Глинский игумен) обратили внимание на благодать,исходящую из Голгофы и иконысв.кн. Ефросинии Московской с частичкой облачения. Икону святой княгини перенесли от иконостаса к панихидному столу. Зинаида приобрела киот -рамку и икону закрыли стеклом.Икона находиласьна новом месте и однажды одна прихожанка увидела женщину,идущую от иконостаса по церкви;пройдя по церкви,она зашла в икону. При о.Сергею Даньшине была псаломщица Елена Власьевна.О. Сергию на нее клеветали.Во сне Елене Власьевне явилась св.кн.Ефросиния и сказала:"на тебя клевещет такая-то работница церкви"Конфликт был улажен.                                                                                                                                                                     

   С1988 по2011год настоятелем храма был протоиерей Михаил Парублев, впоследствии принявший монашество с именем Серафим,с 2011 года схиархимандрит Серафим. Настоятелем храма в настоящее время является протоиерей Николай Голик. Петро-Павловская церковь несет свое служение Богу и людям.Совершаются службы во все двунадесятые и великие праздники,воскресные и субботние дни, поминальные родительские службы.

    Сумчане имеют возможность  исповедоваться и причащаться Святых Христовых Таин. В церкви совершаются погребения,панихиды,молебны,венчание,маслособорование.Храм организует множество паломнических поездок по святым местам во главе с протоиереем Николаем Голиком.Пастыри и прихожане любят свой храм,стараются содержать его в благолепии и чистоте.                                                                                                                                                                                                                         

    (По материалам брошюры ,выпущенной ко 160-летию  храма).                                                                                                      

 
                Для паломников, желающих посетить Петро-Паловский храм сведения о святынях: 
 
 - Икона Матери Божией "Почаевская" ,которая опускается в праздничные и воскресные дни;
 
  -десная частица мощей свт. Филарета Черниговского;
 
  -Терновый Венец в Ковчеге из Иерусалима;                                                                                                          
-частица мощей убиенных Вифлеемских младенцев-мучеников за Христа из Палестины;
 
 -частица мощей апостола Варнавы, св.мучеников Плакиды и Татианы, вмц. Варвары;
 
 -частица мощей свт.Луки, свт.Феодосия Черниговского, свт.Димитрия Ростовского, свт.Тихона Задонского и свт.Митрофана Воронежского, а также:
 
  -частицы мощей св.благоверного князя Романа Улицкого и прп. Иова Почаевского;
 
 -прп. Амфилохия Почаевского;
 
 -прп.Лаврентия Черниговского;
 
- прп. Илиодора и прп. Иннокентия  Глинских старцев.
 
 Подготовила Лариса Пушкарь.  



Церковь Рождества Иоанна Предтечи.

                          

 

Каменная однобанная церковь с колокольней находится на северо-восточной околице Сум, которая имеет историческое наименование слобода Лука, на ул. Орджоникидзе, 87. Церковь является главной архитектурной доминантой Луки, хорошо проглядывается с железной дороги, с Липенского городища и с берегов р. Псел. Территория церкви окружена стеной с двумя коваными орнаментальными вратами конца XIX ст.

 

В 1687 г. сумской полковник Герасим Кондратьев учредил на Луке девичий Иоано-Предтеченский монастырь, в котором в 1691 г. был построен одноименный деревянный храм. Монастырь был отменен в 1787 г. На его месте в 1837 г. средством семьи местных дворян Линтваревых была построена каменная тридольная церковь с колокольней как парафиальный храм для Луки и соседнего села Барановки. В 1907 г. к церкви пристроено два боковых алтаря – Св. Троицы и Св. Иоанна.

 

В результате пристроек церковь в настоящее время является прямоугольной в плане, девятидольной, четырехстолпной, с прямоугольным алтарем, который не выделен во внешних объемах, и с двухъярусной колокольней над западным притвором и четырехколонным портиком тосканского ордера на западном фасаде. С обеих сторон портика акцентированы треугольными фронтончиками дополнительные входы, каждый из которых ведет в соответствующий боковой алтарь. Колокольня является четверней, прорезанными большими арочными отверстиями звона. Четверня увенчана цилиндровым подбанником со сферической баней и высоким шпилем. Середохрестие увенчано сферической баней на цилиндровом подбаннике, который опирается на подупругие арки и широкие трапециевидные сферические пандативы. Все боковые участки перекрыты крестовыми сводами. Под церковью есть подвал.

 

Здание решено в стилистике позднего провинциального классицизма. Внешний ордерный декор достаточно скромен – ниши, лопатки и пилястры, руст и карнизы на модульйонах. Арочные окна центрального подбанника размещены в неглубоких прямоугольных нишах. Венчает подбанник гладкий и блестящий фриз и карниз на модульйонах. Алтарь акцентирован на восточном фасаде пилястровым портиком и фронтоном.

 

Здание каменное из красного кирпича на известково-песчаном растворе, внутри и внешне (кроме северного и южного фасадов) побелена. Крыши и бани по деревянным стропилам и кругам укрыты кровельной сталью. Пол из досок. Отдельные рисунки, которые есть в интерьере, в частности «Евангелисты» в пандативах, а также иконостас датируются второй половиной XX ст.

 

Церковь вместе с усадебным комплексом Линтваревых, хотя и несколько удаленные друг от друга, однако составляют единственное пространственное и историко-культурное целое. Церковь является достопримечательностью архитектуры местного значения с охранным № 175-См.

 
Лука, ул. Орджоникидзе, 87 
Свято-Ильинский храм.
 
 
 
 
 

Первая, деревянная Ильинская церковь была построена до 1705 года. В 1705 году был направлен священник Антоний Словинскывший с 1721 года протоиереем Сумского собора. По переписи 1732 года видим при Ильинском храме двух священников и школу.

 

В 1791 году в результате пожара в Сумах церковь сгорела. В 1792 г. вместо сгоревшей построили новую, тоже деревянную церковь. Этот храм сгорел в августе 1839 года.Ильинская церковь

 

До этого в июле 1836 года заложен каменный храм, по благословению архиепископа Мелетия. По случаю разорения города и прихожан пожаром, постройка храма, возведённого до окон, остановилась, да и не предвиделось надежды на окончание постройки, потому что приход составляют почти одни казённые крестьяне, бедность которых была доведена до крайности пожаром.

 

В 1844 году попечителем храма стал сумской купец Степан Игнатьевич Тихонов. Он с полным усердием начал приводить храм к окончанию постройки. В 1845 году освящён придельный престол святого Митрофана на хорах, а 1851 году освящён главный храм. Купец Тихонов употребил до 1500 рублей серебром своего капитала на дом Божий. Из прежнего храма спасены от огня: Евангелие в серебренном окладе вызлащенное и четыре иконы бывшие местными: Спасителя, Божией Матери, Иоанна Предтечи и Пророка Илии, в серебренных ризах, в коих весу 39 фунтов. Эти ризы пожертвованы в 1786 году секретарём Иваном Емельяновичем Стрельченком.

 

По данным 1904 года земли усадебной, пахотной и сенокосов нет. Хворостяного леса 13 десятин 595 сажен. Прихожан мужского пола 3403, женского пола 3499. Церковно-приходская школа и земское училище. Хутора: Гаек и Косовщина в 4-х верстах, Кононенково и Бульбовщина в 5 верстах, Россоховатый в 7 верстах. Причта по штату положено: два священника, диакон и два псаломщика.Ильинская церковь

 

Ильинская церковь построена в стиле классицизма. Это кирпичный, оштукатуренный, прямоугольный в плане храм со срезанными северо-восточными и юго-восточными углами и пристроенной колокольней с западной стороны. Настенные росписи представлены лишь четырьмя трапециевидными композициями с изображением Евангелистов на парусах.

 

Часовня святителя Тихона Задонского

 

В архитектурный комплекс церкви входит также часовня святителя Тихона Задонского, заложенная в 1995 году по благословению Высокопреосвящейнейшего Варфоломея, в то время архиепископа Сумского и Ахтырского. Окончание строительства и освящение часовни было приурочено к 2000-летию Рождества Христова и состоялось на праздник пророка Илии в 2000 году.

 

Расписана часовня в греческом стиле. На стенах мы можем видеть изображения Троицы, Спасителя, Божьей Матери «Всецарица», святых наиболее почитаемых в Пророко-Ильинской церкви, а также святых, чьи имена носят спонсоры, меценаты, вложившие свою посильную лепту в строительство и благоустройство часовни.

 

Ильинская церковь нашла свое воспроизводство в картине К.А.Труговського «Базар в провинции».

 

Улица Красногвардейская, 10

 http://our-travels.info/ost/Goroda/Ukraine/Sumy/Sumy_sv.php

 

 

 
 

 

КАТЕХИЗИС- АЗБУКА ПРАВОСЛАВНОЙ ВЕРЫ

перейти ЧТО ТАКОЕ АНТИДОР? И ЧТО С НИМ ДЕЛАТЬ?
Слово «антидор» греческого происхождения. Оно состоит из двух слов: «анти» и «ди орон». «Анти» переводится на русский язык как «вместо», «ди орон» – «дар». То есть буквальный перевод слова – «вместодарие»...(кликай фото)
перейти ЗАЧЕМ СТАВИТЬ СВЕЧИ В ХРАМЕ
Человек имеет двойную природу – духовную и телесную. Все Таинства в Православной Церкви не только благодатно невидимы благодаря Святому Духу, Сходящему на человека и Дающему ему Свои Дары, но и материально ощутимы...(кликай фото)
перейти О ТАИНСТВЕ ВЕНЧАНИЯ
Брак есть Таинство, в котором при свободном пред священником и Церковью обещании женихом и невестой взаимной супружеской верности благословляется их супружеский союз во образ духовного союза Христа с Церковью ..(кликай фото)
перейти .О ТАИНСТВЕ КРЕЩЕНИЯ
Креще́ние ( погружение в воду) — первое и важнейшее христианское таинство. . Через крещение человек становится членом Церкви. После крещения человек получает возможность участвовать во всех остальных церковных таинствах, и прежде всего, в евхаристии...(кликай фото)
перейти ЛИТУРГИЯ
Самое важное богослужение — это Божественная литургия. На ней совершается великое Таинство — преложение хлеба и вина в Тело и Кровь Господню и Причащение верных. Литургия в переводе с греческого означает совместное дело...(кликай фото)
перейти ОСВЯЩЕНИЕ МИРА (МИРОВАРЕНИЕ)
Право освящать Миро принадлежит исключительно епископу. В Синодальный период Русской Церкви Миро освящалось однажды в году в Москве или в Киеве. ..(кликай фото)
перейти СОБОРОВАНИЕ. ТАИНСТВО ЕЛЕОСВЯЩЕНИЯ
«Елеосвящение есть Таинство, в котором при помазании тела елеем призывается на больного благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные», – говорится о нем в катехизисе...(кликай фото).
перейти ПОМОЩЬ СВЯТОГО ПРИЧАСТИЯ ЛЮДЯМ
Во всём мире, во все времена, всегда происходили и происходят и поныне Чудеса - удивительные и необъяснимые с точки зрения науки явления и события. Их очень много, благодаря этим чудесам множество людей на земле обретали веру во Всемогущего Бога и становились верующими людьми...(кликай фото).
перейти ЗАЧЕМ НУЖНА ЛАМПАДА
В широком смысле «лампада» — это наполненный маслом светильник, зажигаемый перед иконами или наверху больших подсвечников. Символическое значение лампады — вечный огонь веры в Христа, разгоняющий тьму зла и неверия...(кликай фото)

ПОГОДА

влажность:

давление:

ветер:

влажность:

давление:

ветер:

влажность:

давление:

ветер: